Предки
троллейбуса. Электромобили.
Поиски подходящего
двигателя для автомобилей не ограничивались работами над паровыми машинами и
двигателями внутреннего сгорания. Параллельно велись исследования в области
электротехники и ее возможного применения в автомобилестроении. Однако,
реальные условия для создания самоходных машин на электрическом ходу появились
только в конце XIX века.
В России работы
над электрическими экипажами проводил инженер Ипполит Владимирович Романов,
известный своими работами в области подвесных электрических дорог.
Первые русские
электромобили, практически использовавшиеся на транспорте, были созданы
Романовым в виде коляски (кэба) и омнибуса. Например, двухместный кэб Романова образца 1899 г. предназначался для
"извозного промысла”, проще говоря - такси. Водитель сидел на козлах выше
аккумуляторного ящика позади экипажа и смотрел вперед поверх крыши. В его
распоряжении находился обычный руль, с приводом на задние направляющие колеса.
Помимо рулевого управления водитель имел под руками специальный контроллер,
посредством которого он мог изменить скорость движения в девяти градациях - от
1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час.
Электромобили
Романова имели по два электродвигателя: каждый из них при помощи цепной
передачи приводил в движение колеса, ведущими из которых были передние. Экипаж
имел также две системы торможения - механическую и рекуперативную, электродинамическую.
По проекту
И.В.Романова первые отечественные электромобили строились акционерным обществом
Петра Александровича Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля с
двигателем внутреннего сгорания (речь об этом пойдет ниже). Кроме того, позднее
Романов сам организовал мастерскую по изготовлению электромобилей, которая
действовала и находила сбыт для своей продукции в течение нескольких лет.
После успешных
официальных испытаний в 1901 г. городская управа разрешила Романову открыть в
Петербурге движение его электромобилей на десяти линиях. Конструктор
предполагал в течение трех лет выпустить 400 двухместных и 300 четырехместных машин, однако по
финансовым причинам он не смог выполнить условия договора.
Аккумуляторные
электромобили обладали большими достоинствами: бесшумностью работы, легкостью
управления, простотой устройства и др. Однако, они имели большой вес, требовали
частой подзарядки и оказались весьма чувствительны к сотрясениям. Поэтому
широкая эксплуатация их была сильно затруднена.
В 1902 г.
В.И.Шуберский предложил организовать троллейбусное сообщение по Черноморскому
побережью Кавказа. В том же году завод Фрезе построил и испытал первый
троллейбус, материалы испытаний которого и были использованы Шуберским в его
проекте. Однако, и эта попытка не увенчалась успехом.
В целом же закат
эпохи электромобиля начался в 20-е годы нашего столетия вследствие безуспешных
поисков дешевых и мощных аккумуляторов - с одной стороны, и стремительного совершенствования
машин с бензиновыми двигателями - с другой.
|