Главная передача автомобиля представляет собой редуктор, уменьшающий частоту вращения
ведущих колес по сравнению с карданным валом. Главная передача, состоящая из
одной пары конических шестерен, называется одинарной, а из двух пар шестерен —
конической и цилиндрической — двойной.
Одинарная главная
передача и дифференциал автомобиля ГАЗ-5ЗА
Одинарная главная
передача и дифференциал автомобиля ГАЗ-5ЗА:
1 — фланец вала ведущей шестерни; 2 — вал ведущей шестерни; 3 и 9 — конические
роликовые подшипники; 4 — ведущая шестерня; 5 — ведомая шестерня; 6 — сателлит;
7 — шестерня полуоси; 8 и 14 — полуоси; 10 и 11 — чашки коробки дифференциала;
12 — крышка подшипника коробки дифференциала; 13 — картер заднего моста; 15 —
картер редуктора; 16 — цилиндрический роликовый подшипник; 17 — стакан
подшипников вала ведущей шестерни.
На
автомобиле ГАЗ-53А используют одинарную главную передачу. Вал 2 ведущей
шестерни 4 установлен на двух конических 3 и одном цилиндрическом 16 роликовых
подшипниках. Ведомая шестерня 5 прикреплена к коробке дифференциала, состоящей
из двух частей («чашек») 10 и 11, и вместе с ней вращается на конических
роликовых подшипниках 9, закрепленных в гнездах картера 15 редуктора крышками
12.
В главной передаче применено
гипоидное зацепление шестерен.
Его особенность — оси ведущей и ведомой шестерен не
пересекаются, так как ось ведущей шестерни опущена относительно оси ведомой.
Преимущество гипоидной передачи
в сравнении с обычной конической — большая плавность
зацепления и бесшумность работы шестерен. Вместе с тем такое зацепление
повышает относительную скорость скольжения зубьев шестерен друг по другу, а
поэтому требует специальную «гипоидную» смазку. При использовании обычных
автомобильных трансмиссионных масел шестерни быстро приходят в негодность.
Двойная гласная
передача автомобиля ЗИЛ-130
Двойная гласная передача автомобиля
ЗИЛ-130:
1 и 4 — ведущая и ведомая конические шестерни; 2 и 3 — ведущая и ведомая цилиндрические шестерни; 5 — сапун.
Двойная главная передача автомобиля
ЗИЛ-130 показана на рисунке. Ее основные части: ведущая 1 и ведомая 4 конические, ведущая 2 и ведомая 3 цилиндрические
шестерни. Вал ведущей конической шестерни установлен в стакане картера
редуктора на двух конических роликовых подшипниках, вал ведомой конической и
ведущей цилиндрической шестерен также вращается на двух конических роликовых
подшипниках.
Ведомая цилиндрическая шестерня
прикреплена к коробке дифференциала и вместе с ней установлена на двух
роликовых конических подшипниках. Преимущества двойной
главной передачи, применяемой на некоторых грузовых автомобилях, по сравнению с
одинарной — она позволяет при больших передаточных
числах несколько уменьшить наружные размеры средней части картера заднего моста
и этим повысить дорожный просвет автомобиля (расстояние от его низшей точки до
дороги).
Дифференциал дает возможность ведущим колесам вращаться с разной частотой, когда они
проводят пути неодинаковой длины, например на поворотах. Дифференциал состоит
из коробки 4, в которой установлена крестовина 3. На нее надеты четыре шестерни
1, называемые сателлитами.
Они входят в зацепление с двумя
шестернями 2 полуосей 7. Пока оба колеса проходят одинаковые пути, сателлиты,
вращаясь вместе с коробкой дифференциала, сообщают обеим шестерням 2 одинаковую
частоту вращения, сами же вокруг своих осей не повертываются. Когда же одна из
шестерен 2 замедлит движение, сателлиты начинают повертываться вокруг осей
крестовины и заставляют другую шестерню 2, соединенную с полуосью 7, вращаться
быстрее.
Полуоси связывают дифференциал с ведущими колесами и приводят их в движение. Каждая
полуось 7 соединена одним концом с шестерней 2, а другим — со ступицей колеса.
Дифференциал
Дифференциал:
а — детали; б — схема действия; 1 — сателлиты; 2 —
шестерни полуосей (приводных валов); 3 крестовина; 4 — коробка дифференциала; 5
и 6 — ведомая и ведущая шестерни главной передачи; 7 — полуоси.
Главная передача, дифференциал и полуоси
находятся в разъемном картере, вентиляция которого осуществляется через сапун.
Картер представляет собой полую балку, выполняющую функции задней оси
автомобиля. Вместе с главной передачей, дифференциалом и полуосями, а также установленными
на концах его балки ступицами, колесами и колесными тормозными механизмами картер образует задний мост.
Ступицы колес установлены на балке заднего моста на двух подшипниках каждая. При такой
установке полуоси называются полностью разгруженными.
Ступица заднего колеса
автомобиля ГАЗ-53А
Ступица заднего колеса автомобиля
ГАЗ-53А:
1 — винт крепления тормозного барабана; 2 и 16 — наружный и внутренний
подшипники ступицы; 3 — болт-съемник полуоси; 4 — установочный палец; 5 и 6 —
гайка и контргайка крепления подшипников; 7 — стопорная шайба; 8 — шпилька
крепления полуоси; 9 — колпачковая гайка крепления внутреннего диска колеса; 10
— гайка крепления наружного диска колеса; 11 — ступица колеса; 12 — цилиндр
тормоза колеса; 13 — балка заднего моста; 14 — полуось; 15 — сальник.
Главная передача, дифференциал и полуоси
автомобиля ГАЗ-51А устроены так же, как и у автомобиля ГАЗ-53А, но зацепление
шестерен главной передачи у ГАЗ-51А не гипоидное, а обычное.
Разрез ведущего моста


Разрез ведущего моста
автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412»:
1 — фланец; 2 — гайка; 3 и 6 — подшипники ведущего вала; 4 — регулировочные
прокладки; 5 — распорная втулка; 7 — ведущая шестерня; 8 — штифт оси
сателлитов; 9 — сателлит; 10 — крышка подшипника дифференциала; 11 — коробка
дифференциала; 12 — пробка маслоналивного отверстия; 13 — ось сателлитов; 14 —
ведомая шестерня; 15 — болт крепления шестерни; 16 — болт стопора; 17 — стопор
регулировочной гайки; 18 — картер заднего моста; 19 — кронштейн трубопроводов
гидравлического привода тормозов; 20 — трубопровод гидравлического привода
тормозов; 21 — подушка (площадка) рессоры; 22 — стопорная втулка подшипника
полуоси; 23 — резиновый сальник; 24 — колпачковая масленка; 25 — пластина
кропления подшипника; 26 — тормозной диск; 27 — войлочный сальник; 28 — упорная
втулка; 29 — тормозной барабан; 30 — цилиндр тормоза колеса; 31 — клапан
выпуска воздуха; 32 — болт крепления тормозного механизма и подшипника полуоси;
33 — подшипник полуоси; 34 — упорная шайба; 35 — наконечник картера с гнездом
для подшипника полуоси; 36 — полуось; 37 — болт картера редуктора; 38 —
регулировочная гайка; 39 — подшипник коробки дифференциала; 40 — шестерня
полуоси.
Устройство главной передачи,
дифференциала и полуосей автомобиля «Москвич-412» показано на рисунке. Главная
передача одинарная, с гипоидным зацеплением шестерен 7 и 14. Дифференциал имеет
только два сателлита 9, установленных на оси 13, закрепленной в неразборной
коробке 11 дифференциала. Полуоси 36 фланцевые,
полуразгруженные. Наружный конец каждой полуоси установлен на шариковом
подшипнике 33 в гнезде стального наконечника 35, приваренного к картеру заднего
моста. Шлицами внутренний конец полуоси соединен с шестерней 40, установленной
в коробке дифференциала.
Полуось удерживается в гнезде
картера стальной пластиной 25, прижимающей наружное кольцо подшипника 33.
Пластину вместе с тормозным диском 26 крепят к торцу фланца наконечника картера
моста четырьмя болтами 32.
|