Первой крупной автомобильной гонкой
России, имевшей международное значение, был автопробег Москва - Петербург (1907
г.). Следующая международная гонка из Санкт-Петербурга в Москву прошла в 1908
г., а в 1909 г. был дан старт международному дорожному испытанию автомобилей
Петербург - Псков - Рига - Петербург. Крупный международный пробег по маршруту
Петербург - Киев - Москва - Петербург был организован также в 1910 г.
Победителем многих гонок, пробегов и
соревнований, проходивших как в России, так и за рубежом, был выдающийся
российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей
Платонович Нагель.
Значительный вклад в развитие
российского автомобилизма внесли отечественные торговые дома. По свидетельству
исследователей, автомобильные торговые дома в России насчитывались десятками, а
торговые представительства - сотнями. Располагая большими и хорошо
оборудованными гаражами, ремонтными цехами и мастерскими, торговые дома
принимали на хранение, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт
автомобили всех марок. Они же занимались распространением передовых достижений
автомобилизма, поскольку научно-исследовательских автомобильных институтов
тогда еще не существовало.
Первым крупнейшим в России автомобильным
торговым домом был поставщик
Императорского двора "Победа”, открытый 29 января 1902 г. Вторым по величине
считался торговый дом "А.М.Фокин”. Как полагают Е.Куприн и А.Рубец, в наши дни,
в условиях рыночной экономики, опыт торговых домов во многом мог бы оказаться
полезным.
Постепенное расширение
автомобильного парка России привело к необходимости решить вопрос и об их ремонте. выход машин из
строя, как правило по причине поломки, вынуждал русских мастеров изготавливать
необходимые детали собственными силами. Это послужило толчком к организации
ремонтного дела в гаражах и строительству соответствующего оборудования.
Характерна история Московского
автомобильного предприятия П.П.Ильина, который сначала пытался наладить выпуск
новых машин, но, не выдержав конкуренции с иностранными фирмами, перешел на
ремонт. Интересно отметить, что предприятие Ильина, принимая на ремонт
несколько одинаковых автомобилей, самостоятельно изготавливало для них
отдельные автомобильные агрегаты, коробки передач, передних осей и т.п. Так
зародился агрегатный метод ремонта автомобилей.
Предприятие Ильина положило успешное
начало развитию отечественного авторемонтного производства. Оно, например,
поддерживало в рабочем состоянии все 30 машин Московского почтового ведомства,
которое обслуживалось на основе специального договора-обязательства.
Но факты организованной эксплуатации
автомобилей в нашей стране носили все же единичный характер.
Огромное значение автомобильного
транспорта было доказано лишь в годы первой мировой войны 1914-1918 гг.,
которая и положила начало активному использованию автотранспорта в России.
Тогда для нужд армии из-за границы было ввезено сразу несколько тысяч грузовых
и легковых машин, долгое время составлявших большую часть российского
автомобильного парка.
Наконец, в 1915 г. на высшем
государственном уровне было принято решение о создании отечественной
автомобильной индустрии, основу которой в первое время должны были составить 6
наиболее перспективных предприятий: завод Автомобильного Московского общества
(АМО), АО "В. А. Лебедев”, АО "Русский Рено”, АО "Аксай” в Ростове-на-Дону,
Русско-Балтийский завод (к этому времени уже переведенный из Риги в Москву) и
завод "Бекас” в Мытищах.
Заключение
В представленном выше кратком
экскурсе в дореволюционную историю русского автомобиля, конечно, были упомянуты
далеко не все имена отечественных изобретателей, внесших свою лепту в создание
и становление автомобильного производства в России. И хотя дореволюционная
Россия не имела высокоразвитой автомобильной промышленности, русские инженеры
совершили ряд успешных попыток по разработке и изготовлению собственных
конструкций.
Остается лишь сожалеть, что ситуация, существовавшая российском
автомобилестроении в начале века, когда русские автомобили - несмотря на их
ограниченное количество - по своим ходовым качествам и качеству отделки не
уступали импортным образцам, не сохранилась до наших дней. Список использованной литературы:
Алексеев Ю.Г.
Люди и автомобили. М., 1990.
Гордиенко М.П., Смирнов Л.М. От повозки до
автомобиля. Алма-Ата, 1990.
Иерусалимский А. Автомобиль. № 7. М., 1929.
Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111.
М., 1961.
Куприн Е., Рубец А. Российскому автомобильному
транспорту - 100 лет // Автомобильный транспорт. 1996. № 10.
Яковлев Н.А. Развитие отечественной
автомобильной техники. Ч. 1. М., 1955.
|